?

Log in

No account? Create an account
Mary Xmas: Бо я давно не вірю в силу слова
свобода, равенство, сестринство
Сердитый Джек по-русски, часть четвертая 
14th-Mar-2016 10:43 am
ass
Originally posted by morreth at Сердитый Джек по-русски, часть четвертая
Итак, «Сердитый Джек» – нормальный человек. Не психопат, не садист, не нарцисс. И его цель – считать себя хорошим человеком. Но как это у него получается, если он вливается в одну движуху с психопатами, нарциссами и садистами? Он врет сам себе и другим? Или просто ничего не понимает?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется зайти издалека. Что такое «хороший человек»? Вопрос философский, ответ искать долго, и возможно ли найти, я не знаю. Мы в детстве смотрели фильмы и читали книги, где все было, в общем-то, просто, «хороший» и «плохой» были ярлыками, как бы навечно прикрепленными к героям. Иван-Царевич хороший, Кащей плохой. Почему? Ну-у, потому что Кащей заколдовал Василису в лягушку, а Иван расколдовал и женился на ней. Но почему Кащей заколдовал ее? И почему так уж хорошо, что Иван на ней женился? Сказка показывает его недалеким импульсивным чуваком, такая ли уж хорошая он ей пара? Сказка вроде дает ему шанс «спасти кошку» - он щадит волка, лису и зайца. Но это странная какая-то доброта, «а мог бы и ножичком», и к тому же, Иван щадит зверей в расчете на то, что те могут ему помочь, как обещают. Словом, если вдуматься, Иван хороший просто потому, что его назначили хорошим, и Кощей плохой по той же причине. Нет, дети Проппа не читали и про архетипы не знают.
Понятие о «хороших» и «плохих» людях у «сердитого Джека» недалеко ушло от детского. Быть хорошим человеком – это для него какая-то статическая характеристика, которая выглядит примерно так: при рождении нам дается некий заряд «хорошести», которую нужно пронести через жизнь, по возможности не расплескав. Пополнить ее запасы негде, единожды расплескавши, ты навсегда становишься «плохим человеком», после чего тебе дорога, видимо, в ад (а как это выглядит для атеистов, я уж не знаю – на свалку истории?).
В оригинальных роликах о Сердитом Джеке это названо «пуританством», но, во-первых, откуда в жопе мумиё в наших широтах пуританство, а во-вторых, пуританство требует все-таки несколько большей осознанности. Я думаю, это просто детство. В детстве мы отождествляем понятие «хороший человек» не с тем, что мы делаем, а с тем, чего НЕ делаем: хороший ребенок не бузит, не портит вещи, не дерется, не ругается, не мусорит, ну и так далее. От апофатики к катафатике переходят уже в школьном возрасте: теперь, чтоб быть хорошим, нужно не просто воздерживаться от нежелательного поведения, но и как-то активно впрягаться: делать уроки, помогать по дому, радовать родителей спортивными или музыкальными успехами (опционально)… Но количество апофатики все равно возрастает пропорционально, к списку добавляются «не пить», «не курить», «матом не ругаться» и так далее. Добро понимается как воздержание от зла.
Но во взрослом мире невозможно действовать и не ошибаться. Порой роковым образом. Поэтому, чтобы свести ошибки к минимуму, нужно и действия свести к минимуму.
А как же «зло недеяния», когда ты «руки сложа, наблюдал свысока, а в борьбу не вступил с подлецом, с палачом»? А вот тут и приходит на помощь «кокон невинности». Если ты не знал о творящемся зле – ты не виноват в том, что его не пресек. Ты ничего не сделал – но ты и не наделал ошибок. Молодец, можно спать дальше.
Для «сердитого Джека» быть хорошим человеком ≈ быть «невинным». Поэтому для Джека так дорого все, что связано с невинностью, как его личной, так и вообще, в принципе. Джек любит детей и котиков, «старое доброе кино» и «теплый ламповый звук», он ностальгирует по СССР здесь и по 50-м годам в США (не забываем, я это не придумываю, я перевожу на язык родных осин американские ролики, препарирующие американский, блин, феномен геймергейта!). Он не задумывается над тем, насколько то время было тошнотворно-лицемерным, это ему просто не интересно. Он тщательно закапывает воспоминания о том, какими монстрами могут быть дети в отношении друг друга. Ему хочется назад в то время, когда, чтобы быть хорошим, достаточно было ночью не уписаться, а враги на экране были предусмотрительно снабжены нарисованными рогами. Ему хочется, чтобы мир был простым.
Сердитый Джек тяготеет к «традиционному обществу» и «традиционным ценностям», потому что это простой мир, в котором «каждый знает свое место». Что это был херовый мир, Джеку как-то по сараюшке.
Неизбежно возникает возражение: ну мля, ну невозможно же быть взрослым и грамотным человеком без серьезных отклонений, и всерьез верить, что мир прост! Мир, сука, сложен! Это настолько очевидно каждому, кто научился надевать штаны не через голову, что непонятно, откуда берутся эти Сердитые Джеки.
Проблема в том, что мир настолько сложен, что нам всем приходится его упрощать там, где от нас не требуется в полной мере осознавать его сложность. Он настолько сложен, что требует от нас высокой специализации в нашей деятельности, и, погружаясь в эту высокую специализацию, мы просто не имеем времени и сил действовать на том же уровне сложности в других сферах.
Элементарные бытовые навыки сейчас требуют достаточно сложных действий, с которыми не справился бы предок, даже очень умный. Мы перегружены информацией и порой вынуждены прятаться в кокон неведения просто чтоб не свихнуться. Элементарные навыки общения требуют считаться с таким количеством разных людей и мнений, что это капец как утомляет.
Поэтому человек вполне может быть светочем разума в одной области и наивным дитятей в другой.
Простой пример, который касается не только россиян, но и в полной мере украинцев, чтобы россиянам не казалось, что тут их только и кошмарят: расовый вопрос. Пока черных и китайцев в Украине было примерно как волос на бильярдном шаре, расовый вопрос – это было про Америку, где плохие белые угнетают хорошего дядю Тома.
Как только народ из Африки и Китая в количествах поехал к нам учиться, оказалось, что эти ребята не дяди Томы, а просто разные люди, одни хорошие, другие не очень, что кто-то не прочь приударить за «нашими девчатами», а кто-то торгует наркотиками, а кто-то хочет совсем остаться и осесть, потому что – СЮРПРИЗ! – даже у нас лучше, чем там. И украинцы, откуда что взялось, начали выдавать наборы стандартных пакетных расистских реакций, словно в них коллективный реднек вселился – и про «вырождение нации», и про «я не расист, но пусть живут отдельно», и про «вы бывали в черных кварталах Парижа, ЭТАЖИУЖАС!». В украинцах проснулся «сердитый Джек», потому что мир оказался сложней прежних представлений и кокон невинности рухнул.
Та же хрень по «женскому вопросу».
И, блядь, какая хуйня в головах у людей, когда идет про внутреннюю политику и экономику! Какое желание, чтобы пришел Мессия, все разрулил, отделил агнцев от козлищ, расстрелял всех коррупционеров, вот тогда заживем!
Мы до сих пор не сформировали политической партии, которая бы действовала в интересах какого-то конкретного слоя населения, потому что ни один слой населения не берет на себя труд задуматься, в чем его интересы. В результате у всех партий в программах написано «за все хорошее против всего плохого», а голосуют по принципу «Садовой мне нравится, а Юля надоела». И хотя Юля действительно надоела, наш политический образ мысли – это гребаный фейспалм и даже фейсдеск. Потому что мы от каждого политика хотим, чтоб был Мессией.
(и я с ужасом думаю, что если Савченко удастся вырвать из России и если она придет в политикум… Надя, не надо, правда)
Короче, напоминаю: «сердитым Джеком» может стать любой, это состояние, как напиться пьяным. Обычно массы впадают в это состояние при резкой модернизации общества. Каковую сейчас переживает весь без исключения земной шар, в большей или меньшей степени. Чем больше мы знаем, тем больше усложняется мир. Собственно, я полагаю нацизм и коммунизм коллективным забегом миллионов Джеков за особенно злокачественными психами, которые обещали привести мир в состояние блаженной простоты. И этот пример как раз должен научить нас, что путь «сердитого Джека» не только безнравствен и подл – он бесполезен, он никуда не ведет.
Ладно, что-то я отвлеклась и далеко убежала от вопроса «понимает ли Джек, что делает или искусно обманывает сам себя». Вернемся к нему.
Ответ: да и нет. Джек прекрасно понимает, что на уровне так называемой «правды факта» он повторяет ложь или сам лжет. Его можно загнать в угол аргументами и доказательствами.
Только это ни хера не поможет – психи подбрасывают ему новые теории и «факты» с такой скоростью, что любой нормальный человек заебется опровергать. Мы все это видели в количествах и качествах. Загнанный в угол Джек просто хватает от мимопроходящего психа очередную теорию и начинает пляски уже с ней, а ты опять в поте морды копайся в фактах и ищи опровержений.
А вот чего Джек не понимает и не осознает – это зачем и почему он все это делает. Он не понимает, что все дело в «сохранении невинности» – для того, чтобы это понять, нужно… лишиться невинности, выйти из кокона, увидеть себя и кокон со стороны! Он не понимает, что сражается за образ «хорошего себя» - и поэтому не видит противоречия в том, что он вроде бы хороший, но бегает под знаменами садистов и нарциссов. Он же побегал немного, и тут же отошел в сторону, ничего страшного.
С чисто детской наивностью и эгоцентризмом «Сердитый Джек» не понимает, что зачастую все это вообще не о нем. Американский Джек не понимает, что Анита Саркисян и прочие феминистки-видеоблогеры затеяли свое дело не для того, чтоб ему, Джеку, сделать больно, а чтобы как-то улучшить ситуацию для женщин в гейм-индустрии. Многие мои русские френды не понимали, что наши Майданы, что первый, что второй – не о них вообще, это наш сабантуйчик, унутренний, мы это чиста для себя. Кто так и не понял, перестал быть френдом.
Для Джека все, что затрагивает его кокон невинности – это такая борьба между добром и злом за его, Джека, душу (привет Достоевскому). Американцы и европейцы узаконивают гей-браки не потому, что это ну вот тупо упростит многим гражданам жизнь, нет – они это делают, чтобы развратить русский (украинский, тут наши Джеки с российскими обое рябое) народ. Ага, вот спят и видят, как бы развратить жителей б. СССР, других занятий нет. Если цены на нефть падают – это пендосы с арабами хотят Россиюшку погубить, цены ж не могут просто так падать, вы что. И так далее.
Насчет борьбы за собственную невинность, внутренней концепции добра и зла и связанной с ней внутренней зрелости у Джека здоровенное слепое пятно. Здесь он не врет и не притворяется, здесь он просто некоторым образом… недееспособен.
Американские ролики про Сердитого Джека поднимают ключевой вопрос: «Зачем нужно делать добро»? С точки зрения Джека, добро нужно делать, потому что ты хороший человек. А добро – это то, что хороший человек делает. А то, что делает хороший человек – это добро. Такая вот рекурсия. Оттяпать у соседа Крым – это добро, потому что это сделали мы, а мы хорошие люди. А мы хорошие люди, потому что помогли крымчанам, которые тоже хорошие люди, воссоединиться с нами. А крымчане хорошие люди, потому что повели рефрендум о воссоединении с нами, и это было добро. А что по нашим же законам такой референдум – уголовное преступление, так госспади, не человек же для субботы, а суббота же для человека! А если крымчане захотят отсоединиться обратно к Украине (или там Турции), то это будет уже зло, потому что отсоединяться от нас, хороших, это зло. Ну и так далее.
Но во взрослом мире на вопрос «зачем нужно делать добро» отвечают по-другому: ПОТОМУ ЧТО ЭТО ДЕЛАЕТ МИР ЛУЧШЕ.
На этом пути нет простых и удовлетворительных решений. Сделали мы мир лучше, выйдя на Майдан? Мы не знаем ответа на вопрос. Следствием Майдана было массовое пробуждение гражданского сознания – но гражданское сознание у нас пока что спросонья мечется и не знает, за что хвататься. А война реальна и гибель тысяч людей реальна. Возможно, мы сделали роковое количество ошибок, которые обнулят и перевесят все достижения. А возможно, и нет, мы достигнем желаемого, и лет через двадцать, пересекая границу Польши, не будем замечать особой разницы между территорией с той и с этой стороны. Но и в этом случае ничто не обнулит жертв и потерь. Мы не знаем готовых ответов. Путь взрослого человека – это путь сомнений, пролагаемый в сложном, СЛОЖНОМ, едрена вошь, мире. И на этом пути нет возможности сложить ручки и опочить в какой-то точке, сказав себе: ну все, теперь я уж точно хороший человек и могу на этом успокоиться. Можно только каждый день ложиться спать, говоря себе с более-менее чистой совестью: ну, сегодня я был, наверное, достаточно хорошим… Ничего так… Нормальным.
Comments 
14th-Mar-2016 09:03 am (UTC)
Какой хороший текст!
14th-Mar-2016 09:18 am (UTC)
там перед этой частью три и одна заключительная.
там весь текст надо читать.
14th-Mar-2016 09:21 am (UTC)
Само собой, я прочла
14th-Mar-2016 10:17 am (UTC)
эта модель удачно ложится на мои столкновения в феминистках.
This page was loaded Nov 25th 2017, 11:15 am GMT.