Mary Xmas (maryxmas) wrote,
Mary Xmas
maryxmas

Categories:

Наброс про мушкетёров

Originally posted by morreth at Наброс про мушкетёров
Как эти четверо обаятельных засранцев вообще попали в положительные герои?
Начнем с того, что нигде, кроме б. СССР, они ни хрена не положительные. Точнее, чтобы сделать их положительными, кинематографистам приходится изрядно купировать канон. Или вообще изнасиловать его, как в ББСишных мушкетерах, которе уже и лулзов не доставляют.

Из зарубежной литературы я помню только одну книгу, где герои отождествляют себя с мушкетерами в сугубо положительном смысле: "Пасынки Вселенной" Хайнлайна.

Но вот сверкающим нравственным идеалом они были только в б. СССР. Причем этот фап на мушкетерщину начался не в дореволюционной России, где, судя по книгам о детстве типа Кассиля и Катаева, мушкетеры шли через запятую с Майнридом, Жюльверном и прочим приключаловом, а вот именно в постреволюционной России, конкретно в 30-е годы.

И я вижу тут конкретно руку Михаила Светлова, написвашего театральные пьесы "Двадцать лет спустя" и "Три мушкетера".

Трусов плодила наша планета,
Все же ей выпала честь:
Есть мушкетеры,
Есть мушкетеры,
Есть мушкетеры, есть!


Вот эти пьесы и песенки стали объектом лютого, бешеного фапа шестидесятников, а за ними уже и книги Дюма.

Обращу ваше благосклонное внимаие на даты написания пьес: "Двадцать лет спустя" - 1939 год, "Три мушкетера" - 1950.

Что у нас в это время происходило с моралью и нравственностью?

Она не только резко просела после революции, она скатилась в адов пиздец. Почитайте "Конармию" Бабеля. Вот такие персонажи стали героями. Так на этом фоне д'Артаньян со товарищи - просто четыре евангелиста.

Нет, самое главное - пьесу Светлова прочитайте. Там прямо проводится параллель между мушкетерами и комсомольцами 20-х. Это одновременно невыносимо трогательно и... почитайте, словом.

Но самое главное другое. На фоне оголтело навязываемого коллективизма, повального доносительства и патриотизма, вдуваемого во все отверстия, книга, утверждающая ценность дружбы превыше службы державе, ценность личных чувств - она должна была всеми людьми, у которых нравственный компас не поехал окончательно, восприниматься как манна небесная.

Ну а убийства, которые мушкетеры совершают просто походя - что в них такого, людей в тридцатые убивали направо и налево куда более гнусными способами. Заколоть человека на задворках, лицом к лицу, в поединке - или убить его доносом и въехать на его жилплощадь: что лучше?

На отношение мушкетеров к слугам и женщинам тоже обращали мало внимания: слуг у советского человека быть не могло, так что этот аспект просто сбрасывался со счетов, а к женщинам сами относились не лучше.

Быть мушкетером для советского человека было недосягаемо высокой мечтой, потому что мушкетеры умели дружить, говорили, что думали и не боялись, что Портос побежит стучать на Атоса в партком, не боялись бросить вызов всесильному министру - кто, ну кто из советских людей разговаривал бы с министром как д'Артаньян с Ришелье? Кто из советских людей, арестованных по ошибке вместо друга, был готов молчать трое суток,чтобы дать другу время? Хотя бы сутки?

Все решает фон.

(Надо сказать, в этом смысле не так уж много изменилось: по сравнению с большинством завсегдатаев "Спутника и погрома" Атос - белый лебедь, а д'Артаньян - гордый сокол)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments