?

Log in

No account? Create an account
Mary Xmas: Бо я давно не вірю в силу слова
свобода, равенство, сестринство
Наброс про мушкетёров  
7th-May-2016 10:13 am
ass
Originally posted by morreth at Наброс про мушкетёров
Как эти четверо обаятельных засранцев вообще попали в положительные герои?
Начнем с того, что нигде, кроме б. СССР, они ни хрена не положительные. Точнее, чтобы сделать их положительными, кинематографистам приходится изрядно купировать канон. Или вообще изнасиловать его, как в ББСишных мушкетерах, которе уже и лулзов не доставляют.

Из зарубежной литературы я помню только одну книгу, где герои отождествляют себя с мушкетерами в сугубо положительном смысле: "Пасынки Вселенной" Хайнлайна.

Но вот сверкающим нравственным идеалом они были только в б. СССР. Причем этот фап на мушкетерщину начался не в дореволюционной России, где, судя по книгам о детстве типа Кассиля и Катаева, мушкетеры шли через запятую с Майнридом, Жюльверном и прочим приключаловом, а вот именно в постреволюционной России, конкретно в 30-е годы.

И я вижу тут конкретно руку Михаила Светлова, написвашего театральные пьесы "Двадцать лет спустя" и "Три мушкетера".

Трусов плодила наша планета,
Все же ей выпала честь:
Есть мушкетеры,
Есть мушкетеры,
Есть мушкетеры, есть!


Вот эти пьесы и песенки стали объектом лютого, бешеного фапа шестидесятников, а за ними уже и книги Дюма.

Обращу ваше благосклонное внимаие на даты написания пьес: "Двадцать лет спустя" - 1939 год, "Три мушкетера" - 1950.

Что у нас в это время происходило с моралью и нравственностью?

Она не только резко просела после революции, она скатилась в адов пиздец. Почитайте "Конармию" Бабеля. Вот такие персонажи стали героями. Так на этом фоне д'Артаньян со товарищи - просто четыре евангелиста.

Нет, самое главное - пьесу Светлова прочитайте. Там прямо проводится параллель между мушкетерами и комсомольцами 20-х. Это одновременно невыносимо трогательно и... почитайте, словом.

Но самое главное другое. На фоне оголтело навязываемого коллективизма, повального доносительства и патриотизма, вдуваемого во все отверстия, книга, утверждающая ценность дружбы превыше службы державе, ценность личных чувств - она должна была всеми людьми, у которых нравственный компас не поехал окончательно, восприниматься как манна небесная.

Ну а убийства, которые мушкетеры совершают просто походя - что в них такого, людей в тридцатые убивали направо и налево куда более гнусными способами. Заколоть человека на задворках, лицом к лицу, в поединке - или убить его доносом и въехать на его жилплощадь: что лучше?

На отношение мушкетеров к слугам и женщинам тоже обращали мало внимания: слуг у советского человека быть не могло, так что этот аспект просто сбрасывался со счетов, а к женщинам сами относились не лучше.

Быть мушкетером для советского человека было недосягаемо высокой мечтой, потому что мушкетеры умели дружить, говорили, что думали и не боялись, что Портос побежит стучать на Атоса в партком, не боялись бросить вызов всесильному министру - кто, ну кто из советских людей разговаривал бы с министром как д'Артаньян с Ришелье? Кто из советских людей, арестованных по ошибке вместо друга, был готов молчать трое суток,чтобы дать другу время? Хотя бы сутки?

Все решает фон.

(Надо сказать, в этом смысле не так уж много изменилось: по сравнению с большинством завсегдатаев "Спутника и погрома" Атос - белый лебедь, а д'Артаньян - гордый сокол)
This page was loaded Jun 21st 2018, 4:58 am GMT.