Mary Xmas (maryxmas) wrote,
Mary Xmas
maryxmas

Про нужные книги

Originally posted by morreth at Про нужные книги
(Даруйте, що російською, але два вихідних постінги написані російською, та пісня, що над нею контемплюють - також)

Пост раз: Я тут недавно "Властелина колец" перечитал. Вот серьезно взял и перечитал с самого начала до конца. И не устаю поражаться тому, насколько ИНАЧЕ - в каких-то местах с точностью до наоборот - стал восприниматься мной текст в мои 37, нежели то было в мои сперва 12, потом - 20+... Насколько многое - например, реальную и непритворную мизогиничность Толкина - я теперь вижу, а раньше не видел. Насколько по-другому воспринимаются характеры персонажей, их поступки... Например, Арагорн просто стал мне неприятен, это надо же столько неприкрытой гордыни да в одном человеческом существе, а некоторые ее проявления просто вопиющи (хотя бы то, как он заявляется к Теодену, сцена с телохранителями, и тд)... История Эовин - вместе с ее окончанием - вызывает не восхищение, а острую жалость... Очень торчат длинные уши мировой войны - ну нет в ВК ни одного нормального страннического перемещения, которое вызывало бы доверие (зачем, зачем постоянно спать черт-те как на земле, даже в мирных землях, если бывают палатки?)
- но зато, когда марш-броски за врагами или в плену или от врагов, и жрешь на ходу всякую дрянь, и небо с овчинку - вот тут все как живое сразу, и окопы и лейтенантские переходы по грязище и без сил просто встают перед глазами...


Пост два: Я с интересом почитываю тут Павла "Торина" Парфентьева, Сергея Худиева - в связи с письмом Миши Черняка, с этим законом о телесных наказаниях, ещё по тысяче поводов... И каждый раз невольно поражаюсь: как всё-таки это получается, что мы, читавшие одни книги, любящие Толкина и Льюиса - оказываемся в разных лагерях? Мы с ними приходим, кажется, к противоположному пониманию христианства, человека, свободы, любви, милосердия. Я даже сейчас не говорю о том, что кто-то из нас "хороший" или "прогрессивный", или "плохой", или "бездуховный". И я, и они находят поддержку в одних и тех же текстах, но каким-то образом извлекают оттуда совершенно разное руководство к действию. Не работает, получается, формула "значит, нужные книги ты в детстве читал".

Честно говоря, формула про "нужные книги", вызывает сомнение уже в самой песне. Мне песня лет десять назад разонравилась катеорически в целом, вот за эти строчки:

А в кипящих котлах пpежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
В детских игpах своих назначали вpагов.


Ну то есть, ты начитался про д'Артаньяна, вышел во двор, назначил неприятного тебе соседа пидорасом и давай его гонять уже не просто так, по-гопницки, а вдохновенно и возвышенно:

И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.

Как оно выглядит на пратике, это дворовое д'Артаньянство, уже ощутили на себе все украинцы, которых вчерашние друзья назначили гадами, людоедами и фашистами. Ну и заодно увидели со стороны, на что похожи вдохновенные долбоебы, которые на роли героев ввели себя и упиваются своим героизмом. Так что внукам я эту песню в свое время презентую, конечно, но с сопровождением и разъяснением.

Однако в свои 12-32 я эту песню хавала совершенно без проблем, естественно, отождествляя себя с героями. Нота бене: при этом я сама прекрасно знаю, каково быть жертвой буллинга, не только гопницкого, но и вдохновенного буллинга, описанного Высоцким, когда тебе выкручивают руки, искренне воображая тебя врагом, которого побеждают, четверо мальчиков одну девочку, весело так, с песней из "Неуловимых". Но вот я слушала Высоцкого и нет, не звенело нигде, хотя вдохновенный буллинг стал таким же жестким внутренним табу для меня, как и гопницкий.

То есть, я просто была хорошим человеком, который не замечал этого тлетворного посыла в любимой песне, мизогинии у Честертона, Толкиена и Льюиса, расизма у Жюля Верна, просто потому что не хотел портить себе удовольствие.

Но были и другие - которые читали, слушали, замечали, и находили естественным и правильным.

А мы не докапывались, потому что нам нравились эти люди и нравились эти книги, и приятно было разделять с людьми любовь к книгам. Да, звенели звоночки, да целые, блин, колокола били порой, но мы отворачивались и затыкали уши, потому что, ну давайте начистоту, другого Толкиена, без мизогинии, у нас не было, и другого Высоцкого, без вдохновенного буллинга, не было, и других Стругацких не было, жри что дают.

И вот одни повзрослели и не стали подлецами, а другие повзрослели и стали, а книги читали одни и те же. Значит, что?

Значит, хорошим человеком ты сам был, с самого начала. Неважно, какие книги при этом читал. Это ты облагораживал своим взглядом героев Дюма и Буссенара до человечности. Это ты видел в Арагорне и д'Артаньяне в первую очередь отвагу, и лишь потом гордыню. Это ты наделял бульварное чтиво экзистенциальным смыслом. Это все с самого начала был ты, друг, это была ты, подруга.

Надо передать детям лучший мир, с лучшими песнями и книгами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment