Частина 5. Геть українців від влади.
Ленин не хотел, чтобы СССР стал реконструкцией РИ. Поэтому был против использования российского языка в национальных республиках. Ни ради удобства управления, "единства аппарата", организации ЖД движение и т.п. Он уже тогда понимал "чей язык того и власть".
Сталинская партия занялась реконструкцией РИ, поэтому под всякими мотивами надо было оправдывать возвращения российского языка в нацреспублики как обязательного для обучения. Процесс шел в двух направлениях. По линии "надо для армии" и линии "буржуазный национализм расплодился":
А вот как громили "буржуазный национализм":
И вопрос начали "решать":
20 апреля появилось постановление Совнаркома УССР и ЦК КП(б)У «Об обязательном изучении русского языка в нерусских школах Украины».
Можно считать эту дату датой окончательных похорон украинизации. Русификация поднялась и расправила плечи. Не за горами почти тотальная русификация высшего образования на Украине. Тоже с "позитивной мотивацией" "все для удобства народа". А потом сокращение украинских школ и все "перелести" существования украинского языка как языка резервации (даже без статуса государственного).
Ленин не хотел, чтобы СССР стал реконструкцией РИ. Поэтому был против использования российского языка в национальных республиках. Ни ради удобства управления, "единства аппарата", организации ЖД движение и т.п. Он уже тогда понимал "чей язык того и власть".
Сталинская партия занялась реконструкцией РИ, поэтому под всякими мотивами надо было оправдывать возвращения российского языка в нацреспублики как обязательного для обучения. Процесс шел в двух направлениях. По линии "надо для армии" и линии "буржуазный национализм расплодился":
5 сентября 1937 г. ЦК КП(б)У получило телеграмму от Сталина с требованием немедленно телеграфировать в ЦК ВКП(б), преподается ли в национальных школах русский язык, и если преподается, то с какого класса. Эта телеграмма пришла приблизительно за месяц до пленума ЦК ВКП(б), где был поставлен вопрос о преподавании русского языка в школах. Выступая на пленуме 12 октября 1937 г., Сталин объяснил причину такого внимания к преподаванию русского языка. «Вы, должно быть, помните, недавно аппарат ЦК запросил областные организации насчет преподавания русского языка в школах — вводить ли русский язык как обязательный предмет изучения в школах независимо от национальности или не вводить? ‒ напомнил Сталин. ‒ Запрос такой был вызван тем, что мы стояли перед большим актом призыва красноармейцев в армию. У нас имеется закон о том, что призыву подлежат все граждане СССР, достигшие известного возраста, независимо от национальности. Раньше было так, что известные национальности исключались из разряда народов, откуда берутся призываемые. … Но мы стали перед вопросом о том, что призываемые в армию, например, в Узбекистане, в Казахстане, в Армении, в Грузии, в Азербайджане, не владеют русским языком»
Именно изменением в законе о военной службе генеральный секретарь объяснял необходимость уделить особое внимание знанию русского языка всеми гражданами Страны Советов: «Но есть у нас один язык, на котором могут изъясняться все граждане СССР более или менее, ‒ это русский язык. Поэтому мы пришли к тому, чтобы он был обязательным. Хорошо было бы, если бы все призываемые в армию граждане мало-мальски изъяснялись бы на русском языке...». Пленум согласился с предложением Сталина поручить Наркомпросу изучить данный вопрос и выработать соответствующий закон «как нечто общеобязательное для того, чтобы этот узел разрубить и дать возможность нашей армии … быть действительно армией Союза, а не отдельных областей и республик».
А вот как громили "буржуазный национализм":
24 января 1938 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о реорганизации национальных школ. Национальные школы были названы «очагами буржуазно-националистического влияния на детей», такие школы «отгораживали детей от советской жизни, лишали их возможности приобщения к советской культуре и науке, преграждали путь к дальнейшему получению образования в техникумах и высших учебных заведениях». «Особые национальные школы» (немецкие, финские, польские, латышские, эстонские и др.) должны были быть реорганизованы в «советские школы обычного типа» с преподаванием «или на языке соответствующей республики, или на русском».
О недостатках преподавания русского языка в национальных школах развернулась кампания в прессе. Например, 20 марта 1938 г. «Правда» разоблачала «гнилую позицию Наркомпроса Башкирии»: «Враги народа – буржуазные националисты, продолжительное время орудовавшие в органах народного образования Башкирии, проводили политику изоляции башкирской молодежи от русской культуры, воздвигали тысячи препятствий на пути преподавания русского языка и русской литературы в башкирских и татарских школах». 26 марта «Правда» критиковала украинский Наркомпрос. В статье «Русский язык в школах Украины» приводились факты, которые должны были свидетельствовать о плохом знании русского языка учащимися украинских школ из-за недостаточного количества часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы.
...Буржуазные националисты, говорилось в статье, «пустили в обращение вредительскую «теорийку» о трудностях двуязычия»: «“Теория” эта заключалась в том, что украинским детям, изучающим свой родной язык, трудно, мол, одновременно обучаться и русскому языку. Сознательно пренебрегая опытом старой русской школы, в которой преподавание двух языков начиналось в первом или во втором классе, они усиленно внедряли эту «теорийку» и в головы педагогов. Нерадивые учителя получили «веский» аргумент для оправдания неуспеваемости учащихся».
...Киевский корреспондент «Правды» делал вывод: «Чистосердечно признавая прискорбный факт провала преподавания русского языка, руководители народного просвещения на Украине ничего не предпринимают для исправления создавшегося положения.
.
И вопрос начали "решать":
Одновременно был окончательно решен вопрос о роли русского языка в школах. Разрабатывать законопроект о преподавании русского языка должен был нарком просвещения РСФСР П.А. Тюркин, сменивший на этом посту арестованного А.С. Бубнова. Подготовленная им докладная в Оргбюро вполне соответствовала духу времени: Тюркин вполне был согласен с выводами Комиссии советского контроля и возлагал ответственность на своего предшественника. «Враги народа, пробравшиеся в наркомпрос РСФСР и его местные органы, в течение ряда лет вредительски срывали постановку обучения русскому языку в национальных школах, ‒ писал Тюркин. ‒ Это систематически проводившееся вредительство нашло свое отражение в составлении для национальной школы таких учебных планов, которые фактически исключали из школы преподавание русского языка...». 2 января 1938 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) обсудило вопрос о введении обязательного изучения русского языка в национальных школах и поручило Тюркину созвать совещание наркомов просвещения союзных республик для разработки организационных мер по введению с 1 сентября 1938 г. преподавания русского языка во всех национальных школах.
К заседанию Политбюро ЦК КП(б)У от 10 апреля 1938 г., когда рассматривался вопрос о реорганизации национальных школ, была подготовлена справка наркомата просвещения
752
Украины о национальных школах. Согласно этому документу, на Украине имелось 21656 школ, в которых обучалось 5143783 учащихся. Преподавание велось на 21 языках. С украинским языком преподавания имелась 18101 школа, с русским – 1550 школ, еврейским – 312, молдавским – 163, узбекским – 19, белорусским – 9, болгарским – 54, польским – 50, немецким – 512, чешским – 14, греко-эллинским – 12 греко-татарским – 8, татарским – 5, армянским – 4, туркменским - 2, киргизским – 1, шведским – 1, казахским – 1. Кроме того, имелось 838 «смешанных» школ, преподавание в которых велось на нескольких языках – «украинско-еврейско-немецком, немецко-польско-русском, украинско-русско-болгарском» и т.д.
8 мая 1938 г. было принято постановление Политбюро ЦК КП(б)У «О составлении нового украинского правописания» и была создана комиссия во главе с Ф. Редько, работу которой планировалось завершить до 25 мая, чтобы учебники на 1938‒1939 учебный год уже печатать в соответствии с новыми правилами.
20 апреля появилось постановление Совнаркома УССР и ЦК КП(б)У «Об обязательном изучении русского языка в нерусских школах Украины».
Можно считать эту дату датой окончательных похорон украинизации. Русификация поднялась и расправила плечи. Не за горами почти тотальная русификация высшего образования на Украине. Тоже с "позитивной мотивацией" "все для удобства народа". А потом сокращение украинских школ и все "перелести" существования украинского языка как языка резервации (даже без статуса государственного).