Mary Xmas (maryxmas) wrote,
Mary Xmas
maryxmas

Как сворачивали украинизацию. Часть 6. Русифікація школи.

Originally posted by tipa_bandera at Как сворачивали украинизацию. Часть 6. Русифікація школи.
Частина 5. Геть українців від влади.

Ленин не хотел, чтобы СССР стал реконструкцией РИ. Поэтому был против использования российского языка в национальных республиках. Ни ради удобства управления, "единства аппарата", организации ЖД движение и т.п. Он уже тогда понимал "чей язык того и власть".

Сталинская партия занялась реконструкцией РИ, поэтому под всякими мотивами надо было оправдывать возвращения российского языка в нацреспублики как обязательного для обучения. Процесс шел в двух направлениях. По линии "надо для армии" и линии "буржуазный национализм расплодился":

5 сентября 1937 г. ЦК КП(б)У получило телеграмму от Сталина с требованием немедленно телеграфировать в ЦК ВКП(б), преподается ли в национальных школах русский язык, и если преподается, то с какого класса. Эта телеграмма пришла приблизительно за месяц до пленума ЦК ВКП(б), где был поставлен вопрос о преподавании русского языка в школах. Выступая на пленуме 12 октября 1937 г., Сталин объяснил причину такого внимания к преподаванию русского языка. «Вы, должно быть, помните, недавно аппарат ЦК запросил областные организации насчет преподавания русского языка в школах — вводить ли русский язык как обязательный предмет изучения в школах независимо от национальности или не вводить? ‒ напомнил Сталин. ‒ Запрос такой был вызван тем, что мы стояли перед большим актом призыва красноармейцев в армию. У нас имеется закон о том, что призыву подлежат все граждане СССР, достигшие известного возраста, независимо от национальности. Раньше было так, что известные национальности исключались из разряда народов, откуда берутся призываемые. … Но мы стали перед вопросом о том, что призываемые в армию, например, в Узбекистане, в Казахстане, в Армении, в Грузии, в Азербайджане, не владеют русским языком»

Именно изменением в законе о военной службе генеральный секретарь объяснял необходимость уделить особое внимание знанию русского языка всеми гражданами Страны Советов: «Но есть у нас один язык, на котором могут изъясняться все граждане СССР более или менее, ‒ это русский язык. Поэтому мы пришли к тому, чтобы он был обязательным. Хорошо было бы, если бы все призываемые в армию граждане мало-мальски изъяснялись бы на русском языке...». Пленум согласился с предложением Сталина поручить Наркомпросу изучить данный вопрос и выработать соответствующий закон «как нечто общеобязательное для того, чтобы этот узел разрубить и дать возможность нашей армии … быть действительно армией Союза, а не отдельных областей и республик».


А вот как громили "буржуазный национализм":

24 января 1938 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о реорганизации национальных школ. Национальные школы были названы «очагами буржуазно-националистического влияния на детей», такие школы «отгораживали детей от советской жизни, лишали их возможности приобщения к советской культуре и науке, преграждали путь к дальнейшему получению образования в техникумах и высших учебных заведениях». «Особые национальные школы» (немецкие, финские, польские, латышские, эстонские и др.) должны были быть реорганизованы в «советские школы обычного типа» с преподаванием «или на языке соответствующей республики, или на русском».

О недостатках преподавания русского языка в национальных школах развернулась кампания в прессе. Например, 20 марта 1938 г. «Правда» разоблачала «гнилую позицию Наркомпроса Башкирии»: «Враги народа – буржуазные националисты, продолжительное время орудовавшие в органах народного образования Башкирии, проводили политику изоляции башкирской молодежи от русской культуры, воздвигали тысячи препятствий на пути преподавания русского языка и русской литературы в башкирских и татарских школах». 26 марта «Правда» критиковала украинский Наркомпрос. В статье «Русский язык в школах Украины» приводились факты, которые должны были свидетельствовать о плохом знании русского языка учащимися украинских школ из-за недостаточного количества часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы.

...Буржуазные националисты, говорилось в статье, «пустили в обращение вредительскую «теорийку» о трудностях двуязычия»: «“Теория” эта заключалась в том, что украинским детям, изучающим свой родной язык, трудно, мол, одновременно обучаться и русскому языку. Сознательно пренебрегая опытом старой русской школы, в которой преподавание двух языков начиналось в первом или во втором классе, они усиленно внедряли эту «теорийку» и в головы педагогов. Нерадивые учителя получили «веский» аргумент для оправдания неуспеваемости учащихся».
...Киевский корреспондент «Правды» делал вывод: «Чистосердечно признавая прискорбный факт провала преподавания русского языка, руководители народного просвещения на Украине ничего не предпринимают для исправления создавшегося положения.

.


И вопрос начали "решать":

Одновременно был окончательно решен вопрос о роли русского языка в школах. Разрабатывать законопроект о преподавании русского языка должен был нарком просвещения РСФСР П.А. Тюркин, сменивший на этом посту арестованного А.С. Бубнова. Подготовленная им докладная в Оргбюро вполне соответствовала духу времени: Тюркин вполне был согласен с выводами Комиссии советского контроля и возлагал ответственность на своего предшественника. «Враги народа, пробравшиеся в наркомпрос РСФСР и его местные органы, в течение ряда лет вредительски срывали постановку обучения русскому языку в национальных школах, ‒ писал Тюркин. ‒ Это систематически проводившееся вредительство нашло свое отражение в составлении для национальной школы таких учебных планов, которые фактически исключали из школы преподавание русского языка...». 2 января 1938 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) обсудило вопрос о введении обязательного изучения русского языка в национальных школах и поручило Тюркину созвать совещание наркомов просвещения союзных республик для разработки организационных мер по введению с 1 сентября 1938 г. преподавания русского языка во всех национальных школах.

К заседанию Политбюро ЦК КП(б)У от 10 апреля 1938 г., когда рассматривался вопрос о реорганизации национальных школ, была подготовлена справка наркомата просвещения
752
Украины о национальных школах. Согласно этому документу, на Украине имелось 21656 школ, в которых обучалось 5143783 учащихся. Преподавание велось на 21 языках. С украинским языком преподавания имелась 18101 школа, с русским – 1550 школ, еврейским – 312, молдавским – 163, узбекским – 19, белорусским – 9, болгарским – 54, польским – 50, немецким – 512, чешским – 14, греко-эллинским – 12 греко-татарским – 8, татарским – 5, армянским – 4, туркменским - 2, киргизским – 1, шведским – 1, казахским – 1. Кроме того, имелось 838 «смешанных» школ, преподавание в которых велось на нескольких языках – «украинско-еврейско-немецком, немецко-польско-русском, украинско-русско-болгарском» и т.д.

8 мая 1938 г. было принято постановление Политбюро ЦК КП(б)У «О составлении нового украинского правописания» и была создана комиссия во главе с Ф. Редько, работу которой планировалось завершить до 25 мая, чтобы учебники на 1938‒1939 учебный год уже печатать в соответствии с новыми правилами.



20 апреля появилось постановление Совнаркома УССР и ЦК КП(б)У «Об обязательном изучении русского языка в нерусских школах Украины».

Можно считать эту дату датой окончательных похорон украинизации. Русификация поднялась и расправила плечи. Не за горами почти тотальная русификация высшего образования на Украине. Тоже с "позитивной мотивацией" "все для удобства народа". А потом сокращение украинских школ и все "перелести" существования украинского языка как языка резервации (даже без статуса государственного).


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments