?

Log in

No account? Create an account
Mary Xmas: Бо я давно не вірю в силу слова
свобода, равенство, сестринство
Гендер 
2nd-Nov-2017 11:36 am
ass
Originally posted by contrary_kind at Гендер
Несколько определений гендера, взятых с блогов как наших, так и зарубежных радикальных феминисток, а также историю рождения и трансформации этого слова.

История слова гендер
Первыми, кто начал использовать это слово в новом значении («гендер» в английском языке также означает грамматическую категорию рода), были сексологи — исследователи пола как, например, Джон Мани в 50-х и 60-х, — которые занимались нормализацией интерсексуальных детей. Они применяли этот термин для обозначения поведенческих характеристик, которые казались им наиболее уместными для детей того или другого пола. Понятие гендера использовалось во время принятия решения о том, к какой половой категории следует отнести младенцев, не обладавших однозначными мужскими или женскими половыми признаками (Hausman, 1995). Цели этих ученых не были прогрессивными. Это были консервативные мужчины, которые верили в существование выраженных различий между полами и в своих программах социальной инженерии стремились создать две отдельные, отличные друг от друга половые категории. К сожалению, этот термин был подхвачен некоторыми феминистскими теоретиками в 70-х годах и к концу 70-х получил широкое распространение в академическом феминизме для обозначения разницы между биологическим полом и характеристиками, порожденными политикой, а не биологией, которые они и называли «гендером» (Haig, 2004).

До того, как понятие «гендер» получило широкое распространение, эти социально сконструированные характеристики обычно назывались «половые роли». Поскольку слово «роль» прямо указывает на социальную сконструированность, было сложнее им манипулировать и подменить его значение, как это произошло со словом «гендер», что и позволило транс-активистам так эффективно использовать его в своих целях. По мере того, как термин «гендер» набирал популярность в феминистской среде, его значение постепенно трансформировалось и стало включать в себя не только социально сконструированные модели поведения, привязанные к биологическому полу, но и саму систему мужской власти и женского подчинения, получившую название «гендерная иерархия» или «гендерный порядок» (Connell, 2005; Mackinnon, 1989). Прежние термины, использовавшиеся для описания этой системы — например, «мужское господство», «класс пола» или «каста пола» — вышли из употребления, что позволило избегать прямых указаний на агентов подчинения женщин — мужчин. Использование слова «гендер» как эвфемизма слова «пол» сделало возможным полное сокрытие роли мужчин в насилии над женщинами (которое в наши дни обычно именуется «гендерным насилием»). В официальных документах и законодательных актах термин «гендер» все чаще заменяет слово «пол», как если бы сам «гендер» был биологическим понятием, и употребление слова в этом значении вытеснило феминистское понимание гендера. <...>
(Отсюда)


— Что такое гендер с точки зрения социолога?

— Чтобы ответить на вопрос, нужно рассказать, как формировалось представление о гендере, гендерных различиях. Социологическую постановку проблемы половых различий можно отнести к 1950-м г, когда крупнейший американский социолог Толкотт Парсонс впервые сформулировал, что половые роли мужчин и женщин подчиняются определенным социальным ожиданиям и формируются в процессе социализации, а не буквальным образом вытекают из биологии.

Но главный толчок к современному представлению о гендере дало женское движение (2 волна феминизма) в западных обществах в 1970–80-е г, которое переработало и критически объединило много разрозненных социальных теорий. Например, на идею гендера (гендерных различий) сильно повлиял марксизм: оказались важны представления об эксплуатации и неравенстве в интерпретации положения женщин. С другой стороны, повлиял психоанализ — например, идея о том, что усвоение образцов женственности и мужественности и их неравенство происходит в процессе раннего психосексуального развития через отношения с матерью и с отцом, то есть через определенного рода культурные и символические структуры, а не возникает буквально из биологии. Важными являются антропологические исследования Маргарет Мид, показывающие различия половых ролей в разных культурах. К моменту возникновения второй волны феминизма существовали и собственно феминистские теории — например, экзистенциальный феминизм Симоны де Бовуар и представления об инаковости женщин. И разумеется, были важны либеральные идеи — прежде всего права человека и равенство всех перед законом.

Все эти теории получают спрос в 1970-е г в контексте женского движения, когда у активисток и социологов возникает много вопросов: что такое женщина, чем она отличается от мужчины, откуда взялось неравенство и что с ним делать — словом, какой диагноз неравенства и социальных проблем и каковы рецепты их преодоления.

И постепенно в социальных науках начинает использоваться термин «гендер», который отделяется от термина «пол»: в интерпретациях 1980-х г пол — это биологические, анатомические, генетические характеристики человека, а гендер — это социальные и культурные характеристики. Происходит признание того, что одному и тому же биологическому полу могут приписываться разные социальные и культурные характеристики в разных обществах, социальных и культурных контекстах. Несколько позднее в фокус гендерной социологии попадают социальные взаимодействия, в которых производится гендер (теория социального конструирования гендера), а затем — производство гендера в условиях структурных ограничений.

Важно то, что гендерные отношения — это всегда отношения власти.
(Отсюда)


В 1960–1970 гг. социальные и психологические аспекты взаимоотношений между мужчинами и женщинами описывались в таких понятиях, как «половая роль», «полоролевые ожидания», «половая идентичность». Эти термины ясно говорили, что речь идет не о природных, а о социальных, интерактивных отношениях, нормах и т.д. Однако прилагательное «половой» несло за собой длинный шлейф нежелательных значений и ассоциаций. Чтобы избавиться от этих ассоциаций и преодолеть биологический редукционизм, ученые ввели в науку понятие «гендер» (английское gender, от лат. gens – род). В английском языке это слово обозначает грамматический род, который с полом не имеет ничего общего. Вопреки распространенному представлению, слово «гендер» заимствовали из грамматики и ввели в науку о поведении вовсе не американские феминистки, а выдающийся сексолог J. Money [43], которому при изучении гермафродитизма и транссексуализма потребовалось разграничить пол как фенотип от сексуально-генитальных, сексуальноэротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем понятие «гендер» было подхвачено социоогами и юристами. При этом оно всегда было и остается многозначным. В психологии и сексологии термин «гендер» употребляется в широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрел более узкое значение, обозначая «социальный пол», т.е. социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
(Отсюда)

Радикально-феминистское понимание гендера
Гендер – принцип социокультурного разделения людей на закрытые касты по биологическому полу. Каждая каста имеет свои функции: мужчина - хозяин, женщина - прислуга, в чьи обязанности входит выполнение любых запросов хозяина: сексуальное ублажение, вынашивание и выращивание потомства от него, бытовое обслуживание, эстетическое обслуживание, эмоциональное обслуживание. Мужчина - правитель, женщина - подданная. Соответственно, мужчине даны права полного контроля над жизнью женщины и насилия над женщиной, а женщине вменено в обязанность подчиняться и терпеть. С полом рождаются, гендер воспитывают, вбивают в голову. Способности, характер, сексуальный темперамент не зависят от пола, но могут забиваться и калечиться гендером. Нет органа, который отвечает за способности именно к математике. Вкусы, пристрастия, репродуктивное поведение - реалии гендера, а не пола. Нет органа, который отвечал бы за любовь к поп-музыке, розовому цвету и маленьким детям. Грамматический род, имя, одежда, игрушки, хобби и развлечения - это не сам гендер, а культурные атрибуты гендера. Гендер - это именно группа людей, объединенных общей социальной функцией. Смена культурных атрибутов не влечет за собой смены гендера.

Глубинная основа гендера - это гендерная социализация - воспитание человека в соответствии с той ролью, которую ей предстоит играть. Девочек растят на одних нельзя - мальчиков балуют, девочкам внушают, что у них ничего не получится, - мальчиков мотивируют, девочек абьюзными мерами приучают всегда учитывать чужие интересы - мальчиков приучают отстаивать свои, девочек заставляют с пеленок заботиться о красоте - мальчиков не всегда заставляют даже за чистотой следить, девочек запугивают, внушают мысль об их слабости, - в мальчиках культивируют агрессию, интересы девочек мягкими манипуляциями направляют строго в определенное русло (красота, дом, дети, привлечение и обслуживание мужчины), интересы мальчиков не ограничивают, самооценку девочек сбивают до уровня плинтуса - самооценку мальчиков неоправданно завышают... Основы гендерной социализации закладываются в очень раннем возрасте, когда у человека еще нет критичности восприятия и его просто дрессируют: пи-пи, а-а, горячо, тыжедевочка. Избежать социалиазции в соответствии с гениталиями невозможно, и именно поэтому невозможен полный переход из гендера в гендер. ЖЕНЩИНА – ЭТО ТА, ЧТО ПРОШЛА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИЮ В КАЧЕСТВЕ ЖЕНЩИНЫ (=РОЖДЕННАЯ С ВАГИНОЙ).
(Отсюда)


Джоан Скотт утверждает неразрывную связь «пол» – «власть», которая является основой категории «гендер». Гендер является системой господства и подавления, что проявляется в том, что принадлежность к тому или иному полу становится основанием построения иерархии, в которой доминантное активное положение занимает мужчина, в то время как подчиненную и пассивную позицию занимает женщина.
(Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия. Под ред. С.В.Жеребкина. Харьков, СПб, 2001. С.405-431.)


Гендер — это иерархическая система, поддерживающая подчиненное положение женщин как класса посредством применения силы. Это материальная система власти, использующая насилие и психологическое принуждение с целью эксплуатации женского труда, сексуальности, репродуктивных способностей, эмоциональной поддержки в интересах мужчин. С гендером не рождаются и гендер не выбирают — поскольку ни один человек не рождается подчиненным другому. Биологический пол является физическим качеством каждого человека, и те, кого при рождении распознают как ребенка женского пола, воспитываются в феминности (другими словами, ритуализованной демонстрации подчинения мужчинам). Почему гендер опрессивен? Потому что он основан на подчинении одного полового класса (женщин) другому (мужчинам). Как мы можем сопротивляться? Объединением женщин с целью свержения мужской власти, а значит, и всей гендерной системы. (Идеальное количество гендеров для радикальных феминисток будет… ноль.) Без патриархата в гендере не будет потребности.
(Отсюда)


"Быть женщиной" — это когда вы рождаетесь человеком женского пола, когда вас растят как женщину и обращаются с вами как с женщиной, благодаря чему вы становитесь частью социального класса "женский пол". Пол не является идентичностью, точно так же, как и раса не является идентичностью: оба этих понятия обозначают социальный класс. Женщина — это пол, женский гендер — это последствие сего факта в патриархальном обществе. Социальная группа "женщины" существует только потому, что общество разделяет людей по признаку пола. "Женщины" едины как группа в той же мере, в какой "черные" едины как группа и в какой блондины не едины как группа: цвет кожи и пол являются социально значимыми категориями, а цвет волос — нет.
(Отсюда)
This page was loaded Nov 20th 2017, 9:16 pm GMT.